1)я думаю, что, когда автор подбирает эпиграф к своему произведению, он проделывает кропотливую работу. ведь эпиграф — это своего рода ключ, с которого читатель может глубже проникнуть в содержание произведения, а иногда даже постигнуть то, что автор хотел сказать между строк. в качестве эпиграфа к своей бессмертной комедии н. в. гоголь взял известную народную пословицу: “на зеркало неча пенять, коли рожа крива”. гоголь придавал пословицам огромное значение: “ них всё есть: издевка, насмешка, попрек, словом — шевелящее и задевающее за живое”. интересно, что эпиграф появился не сразу, а только через шесть лет после выхода комедии в свет. он стал ответом гоголя многочисленным критикам, которые буквально обрушились и на саму пьесу, и на ее автора. вероятно, они узнали в героях комедии себя. ведь гоголь вывел на сцену практически все характеры. были вскрыты все общественные пороки, порожденные крепостническим строем, — взяточничество, казнокрадство, лень, угодничество и многие другие. гоголь показал их так ярко и убедительно, что комедия приобрела силу документа, обличающего существующий строй. критики обозлились не случайно: гоголь обладал даром обобщать свои наблюдения и создавать художественные типы, в которых каждый мог найти как свои черты, так и черты своих знакомых. так, многие российские почтмейстеры узнавали себя в шпекине. ведь они точно так же, как и он, вскрывали частные письма и посылки твии театра на зрителей, гоголь писал: «нет выше того потрясения, которое производит на человека совершенно согласованное согласье всех частей между собой, которое доселе мог только слышать он в одном музыкальном оркестре… »
Приехали сердитые, собрались хоронить. завернули мёртвого в полотно, без гроба, вынесли под чинары за деревню, положили на траву. пришёл мулла. собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись сели рядком на пятки перед мёртвым.