1)В советском союзе после ВОВ усилился внутренний пресс направленный против бывших союзников - это обычное явление связанное с противостоянием коммунизма и капитализма. В тоже время давление усилилось и на западе, направленное против СССР, что связано было со значительным продвижением советских войск и оккупацией значительной части восточной европы войсками страны, в которой правят коммунисты. Кроме того нельзя отрицать, что СССР выиграла войну с фашисткой германией, и в то время это понимали все, потому что видели своими глазами, именно на них было направлено давление прессы, чтобы переубедить, и недопустить распространения коммунизма. Франция например в послевоенное время верила только СССР, и в ней были значительные массы народа, поддерживающие социалистов. 3)чтоб патриотами все были, власть любили (не родину, а именно власть! ) и налоги нехилые платили.
1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?
Вероятно, усиление идеологического пресса после войны было связано с тем, что люди ожидали демократизации, они надеялись на то, что борьба с фашизмом направит режим в стране на демократизацию. Но этого не стало. Наоборот, идеологический пресс усилился, чтобы таких идей ни у кого не было. Власти это казалось опасным, потому что война шла на территории капиталистических стран, где наши солдаты тоже были и где они видели лучшую жизнь.
2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства?
К сожалению, примеров может быть очень много. Например, в литературе – Исаковский из-за того, что его стихи были пессимистичными, Штейн, Фадеев, Зощенко из-за того, что низко описывал советских граждан как бездельников, Ахматова – за стихи без смысловой нагрузки, Маршак – за идеологически вредные произведения. Также Королев, который полностью испортил свое здоровье в лагерях, трудился там на славу страны и все равно верил в Сталина, он был там не один, было достаточно много инженеров, которые сидели в лагерях и продолжали свою деятельность. В науке также обвинялись Сперанский, Жербак, Лысенко из-за их убеждений, в основном. В искусстве это, конечно, Хачатурян из-за антинародного направления его деятельности, Шостакович – за тоже самое, Эзенштейн – за фильм про Ивана Грозного и так далее.
3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с "космополитами"?
Космополитизм – совершенно послевоенное явление и его представителями были военные, то есть те, кто был в Европе и видел европейскую жизнь. Поэтому государство решило бороться с ними, называя безродными. Почему? Для того, чтобы сохранить положение Сталина, чтобы сохранить страну в объединенном положении, законсервировать режим, и чтобы сохранить активными мифы о самом счастливом и самом правильном, а в будущем и самом счастливом, совестком народе. Жданов и Суслов занимались борьбой с космополитами.
4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.?
Потому что режим был тоталитарный, а это предполагало ведение чрезмерного политического контроля над наукой. Плюс, не стоит забывать о том, что тогда всем везде чудились шпионы, поэтому любое новое направление в науке или литературе воспринималось как лишнее, неправильное, псевдонаучное. Такие науки назывались «буржуазными», мол враждебными.
5. назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.
Королев сделал достижения в ракетной технике, испытание атомной бомбы стало возможным благодаря Лаборатории Курчатова, в медицине сделал определенные достижения Бурденко, в физике – Капица, в геологии – Обручев, в литературе – Михалков, Чуковский, Шолохов, Ахматова, Булгаков, в музыке – Шостакович, Прокофьев и так далее.
1.демократический импульс войны -это ряд весьма характерных предложений,высказанных в ходе закрытого обсужденияпроектов новой Конституции СССР, Программыи Устава ВКП (б) в В 1946-1947 гг. ,направленных на режима: о ликвидацииспециальных судов военного времени,освобождении партии от функциихозяйственного управления, ограничение срокапребывания на руководящей советской ипартийной работе, об альтернативных выборахи т. д. Эти предложения вызвали массунегатива со стороны военных служащих, вчастности, со стороны офицерского игенеральского состава, так как именно этотслой уже успел почувствовать своюнезависимость в плане принятия всехвозможных тактических и стратегическихрешений, а принятия этих предложенийпредполагало, что после окончания войны этиофицеры и генералы снова станутподчиняющимися чужим решениям (то естьсамостоятельность в их принятии у нихпропадала) .2. Репрессии и былинаправлены на уничтожение носителейдемократических тенденций и запугиваниесочувствующих им. Слишком много людей –солдат и офицеров увидели на западе, чтосоциализм не обеспечить достойногоуровня жизни. И их нужно было снова взять вежовые рукавицы.4. Массовые репрессии по национальномупризнаку... Как пример-массовая депортациякрымских татар в отдалённые районы ссср,где те благополучно передохли от голода иболезней
Примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства.
В период правления Сталина закрывались сатирические журналы, новые научные направления, искусство и литература поддавались колоссальной цензуре. Например, не секрет, что «генетика» как наука в СССР была запрещена. Был закрыт журнал «Звезда и Ленинград», в которых работали Ахматова и Зощенко. Это все происходит в 1946 году.
Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.?
Ни генетика, ни кибернетика не соотносились с партийной идеей картины мира. Генетика с ее индивидуализмом мешала коллективисткой направленности всей идеологии, а кибернетика вообще наука о закономерностях управления, что было также неугодно.
А.А.Фадеев был раскритикован за "Молодую Гвардию",где недостаточно отображено партийное руководство молодыми подпольщиками;М.А.Исаковский за пессимизм в стихотворениях "Враги сожгли родную хату";Драматург А.П.Штейн,писатель Ю.П.Герман,П.Д.Маркиш и Л.М.Квитко - расстреляны.
А.А.Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа "Молодая гвардия" , поэт-песенник М.А. Исаковский - за пессимизм стихов "Враги сожгли родную хату" , драматург А.П.Штейн , писатель Ю.П. Герман. расстреляны П.Д.Маркиш , Л.М. Квитко Итог - заперты на любые формы свободомыслия , закрытие журналов реперссии писателей и поэтов и следовательно застой отечественной литературы. Королёв был в сталинских лагерях. Заперты на фильмы Лукова "Болшьшая жизнь" и Эзейнштейна "Иван Грозный" Гонения агронома и биолога Лысенко.
А.А.Фадеев и его первоначальный вариант романа "Молодая гвардия". М.А.Исаковский - за пессимизм стихов "Враги сожгли родную хату". Отец советской космонавтики Королёв - ему сломали челюсть в лагерях, позднее он умер во время приступа из-за того что последствия перелома не позволили врачам правильно установить аппарат искусственного дыхания.
Запрет на публикацию произведений Ахматовой и Зощенко ,запреты на кинофильмы Л.Лукова БОльшая жизнь и С.Эзейнштейна Иван Грозный(2 часть),запрет генетики,гонения на Лысенко в с/х и биологической науке
Примеры:
1) 14 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) с осуждением журналов «Ленинград» и «Звезда» (особенно критиковались опубликованные там произведения М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой), в результате первый из журналов закрыли, руководство второго претерпело кардинальные перемены;
2) 26 августа того же года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»;
3) 4 сентября 1946 года ЦК ВКП(б) занялся кинематографом со столь же катастрофическими для последнего результатами;
4) полностью разгромлена была генетика, что предполагало также осуждение на длительные сроки многих её представителей.
Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. а. а. фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа “молодая гвардия”, где недостаточно отображено партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник м. а. исаковский — за пессимизм стихов “враги сожгли родную хату”; драматург а. п. штейн, писатель ю. п. герман.. расстреляны п. д. маркиш, л. м. квитко.. итог борьбы — запреты на любые формы свободомыслия, закрытие журналов, репрессии писателей и поэтов, а главное — застой в отечественной .
3)чтоб патриотами все были, власть любили (не родину, а именно власть! ) и налоги нехилые платили.
Вероятно, усиление идеологического пресса после войны было связано с тем, что люди ожидали демократизации, они надеялись на то, что борьба с фашизмом направит режим в стране на демократизацию. Но этого не стало. Наоборот, идеологический пресс усилился, чтобы таких идей ни у кого не было. Власти это казалось опасным, потому что война шла на территории капиталистических стран, где наши солдаты тоже были и где они видели лучшую жизнь.
2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства?К сожалению, примеров может быть очень много. Например, в литературе – Исаковский из-за того, что его стихи были пессимистичными, Штейн, Фадеев, Зощенко из-за того, что низко описывал советских граждан как бездельников, Ахматова – за стихи без смысловой нагрузки, Маршак – за идеологически вредные произведения. Также Королев, который полностью испортил свое здоровье в лагерях, трудился там на славу страны и все равно верил в Сталина, он был там не один, было достаточно много инженеров, которые сидели в лагерях и продолжали свою деятельность. В науке также обвинялись Сперанский, Жербак, Лысенко из-за их убеждений, в основном. В искусстве это, конечно, Хачатурян из-за антинародного направления его деятельности, Шостакович – за тоже самое, Эзенштейн – за фильм про Ивана Грозного и так далее.
3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с "космополитами"?Космополитизм – совершенно послевоенное явление и его представителями были военные, то есть те, кто был в Европе и видел европейскую жизнь. Поэтому государство решило бороться с ними, называя безродными. Почему? Для того, чтобы сохранить положение Сталина, чтобы сохранить страну в объединенном положении, законсервировать режим, и чтобы сохранить активными мифы о самом счастливом и самом правильном, а в будущем и самом счастливом, совестком народе. Жданов и Суслов занимались борьбой с космополитами.
4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.?Потому что режим был тоталитарный, а это предполагало ведение чрезмерного политического контроля над наукой. Плюс, не стоит забывать о том, что тогда всем везде чудились шпионы, поэтому любое новое направление в науке или литературе воспринималось как лишнее, неправильное, псевдонаучное. Такие науки назывались «буржуазными», мол враждебными.
5. назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.Королев сделал достижения в ракетной технике, испытание атомной бомбы стало возможным благодаря Лаборатории Курчатова, в медицине сделал определенные достижения Бурденко, в физике – Капица, в геологии – Обручев, в литературе – Михалков, Чуковский, Шолохов, Ахматова, Булгаков, в музыке – Шостакович, Прокофьев и так далее.
Примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства.
В период правления Сталина закрывались сатирические журналы, новые научные направления, искусство и литература поддавались колоссальной цензуре. Например, не секрет, что «генетика» как наука в СССР была запрещена. Был закрыт журнал «Звезда и Ленинград», в которых работали Ахматова и Зощенко. Это все происходит в 1946 году.
Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.?
Ни генетика, ни кибернетика не соотносились с партийной идеей картины мира. Генетика с ее индивидуализмом мешала коллективисткой направленности всей идеологии, а кибернетика вообще наука о закономерностях управления, что было также неугодно.
Тысячи примеров могу привести.
В области литературы:
1) М. Зощенко (изображал советских людей в своих произведениях бездельниками и дураками);
2) А. Ахматова (писала стихи, не несущие смысловую нагрузку, набор высоких слов);
3) А.А. Фадеев (пострадал за свое произведение «Молодая гвардия», где недостаточно раскрыл партийную деятельность молодых подпольщиков);
4) М.А. Исаковский (пострадал за пессимизм в своих стихотворениях, слишком жалостливо писал о правде жизни);
5) С.Я. Маршак (обвинялся в создании идеологически вредных произведений), и многие другие.
В области искусства:
1) В.И. Пудовкин (за фильм «Адмирал Нахимов»);
2) С.М. Эзенштейн (за фильм «Иван Грозный, 2-я серия);
3) Д.Д. Шостакович (антинародное направление в музыке);
4) С.С. Прокофьев (антинародное направление в музыке);
5) А.И. Хачатурян (тоже самое), и многие другие.
Среди ученых:
1) Т.Д. Лысенко (за уверенные дискуссии по проблемам биологии);
2) А. Жербак (за убеждения в науке);
3) А. Сперанский (за убеждения в науке);
4) И. Шмальгаузен (за убеждения в науке), и многие другие.
расстреляны П.Д.Маркиш , Л.М. Квитко
Итог - заперты на любые формы свободомыслия , закрытие журналов реперссии писателей и поэтов и следовательно застой отечественной литературы.
Королёв был в сталинских лагерях.
Заперты на фильмы Лукова "Болшьшая жизнь" и Эзейнштейна "Иван Грозный"
Гонения агронома и биолога Лысенко.
1) 14 августа 1946 года вышло постановление ЦК ВКП(б) с осуждением журналов «Ленинград» и «Звезда» (особенно критиковались опубликованные там произведения М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой), в результате первый из журналов закрыли, руководство второго претерпело кардинальные перемены;
2) 26 августа того же года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению»;
3) 4 сентября 1946 года ЦК ВКП(б) занялся кинематографом со столь же катастрофическими для последнего результатами;
4) полностью разгромлена была генетика, что предполагало также осуждение на длительные сроки многих её представителей.