Идеология, внутренняя и внешняя политика, образование, наука и культура в послевоенный период. Нужно дать определение всем вышеперечисленным понятиям, с указанием 2 примеров по каждому понятию.
Достижения:
1) в литературе был создан ряд достойных произведений о Великой Отечественной войне, в частности «Повесть о настоящем человеке» Б.Н. Полевого 1946-го года и «Звезда» Э.Г. Казакевича 1947-го года;
2) кинематограф также обратился в теме Великой Отечественной, достаточно вспомнить «Небесный тихоход» 1945-го года;
3) на первые позиции в мире выходило советское ракетостроение, несмотря на то, что советские специалисты (многие недавно вышедшие из лагерей) располагали только трофейными образцами немецкой ракетной техники (далеко опередившей своё время незадолго до и в годы войны), в то время как в Америке были также и немецкие специалисты в этой обрасти;
4) быстро развивалась атомная физика, что позволило создать первый в стране ядерный реактор уже в декабре 1946 года.
1)В советском союзе после ВОВ усилился внутренний пресс направленный против бывших союзников - это обычное явление связанное с противостоянием коммунизма и капитализма. В тоже время давление усилилось и на западе, направленное против СССР, что связано было со значительным продвижением советских войск и оккупацией значительной части восточной европы войсками страны, в которой правят коммунисты. Кроме того нельзя отрицать, что СССР выиграла войну с фашисткой германией, и в то время это понимали все, потому что видели своими глазами, именно на них было направлено давление прессы, чтобы переубедить, и недопустить распространения коммунизма. Франция например в послевоенное время верила только СССР, и в ней были значительные массы народа, поддерживающие социалистов. 3)чтоб патриотами все были, власть любили (не родину, а именно власть! ) и налоги нехилые платили.
1. Чем можно объяснить усиление идеологического пресса после войны?
Вероятно, усиление идеологического пресса после войны было связано с тем, что люди ожидали демократизации, они надеялись на то, что борьба с фашизмом направит режим в стране на демократизацию. Но этого не стало. Наоборот, идеологический пресс усилился, чтобы таких идей ни у кого не было. Власти это казалось опасным, потому что война шла на территории капиталистических стран, где наши солдаты тоже были и где они видели лучшую жизнь.
2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства?
К сожалению, примеров может быть очень много. Например, в литературе – Исаковский из-за того, что его стихи были пессимистичными, Штейн, Фадеев, Зощенко из-за того, что низко описывал советских граждан как бездельников, Ахматова – за стихи без смысловой нагрузки, Маршак – за идеологически вредные произведения. Также Королев, который полностью испортил свое здоровье в лагерях, трудился там на славу страны и все равно верил в Сталина, он был там не один, было достаточно много инженеров, которые сидели в лагерях и продолжали свою деятельность. В науке также обвинялись Сперанский, Жербак, Лысенко из-за их убеждений, в основном. В искусстве это, конечно, Хачатурян из-за антинародного направления его деятельности, Шостакович – за тоже самое, Эзенштейн – за фильм про Ивана Грозного и так далее.
3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с "космополитами"?
Космополитизм – совершенно послевоенное явление и его представителями были военные, то есть те, кто был в Европе и видел европейскую жизнь. Поэтому государство решило бороться с ними, называя безродными. Почему? Для того, чтобы сохранить положение Сталина, чтобы сохранить страну в объединенном положении, законсервировать режим, и чтобы сохранить активными мифы о самом счастливом и самом правильном, а в будущем и самом счастливом, совестком народе. Жданов и Суслов занимались борьбой с космополитами.
4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.?
Потому что режим был тоталитарный, а это предполагало ведение чрезмерного политического контроля над наукой. Плюс, не стоит забывать о том, что тогда всем везде чудились шпионы, поэтому любое новое направление в науке или литературе воспринималось как лишнее, неправильное, псевдонаучное. Такие науки назывались «буржуазными», мол враждебными.
5. назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.
Королев сделал достижения в ракетной технике, испытание атомной бомбы стало возможным благодаря Лаборатории Курчатова, в медицине сделал определенные достижения Бурденко, в физике – Капица, в геологии – Обручев, в литературе – Михалков, Чуковский, Шолохов, Ахматова, Булгаков, в музыке – Шостакович, Прокофьев и так далее.
Послевоенные годы были непростым временем для Советского Союза. Это было время восстановления сил после тяжелейшей войны, которая ослабила народный дух и истощила государство. Поэтому в первые годы после войны было создано множество великих произведений литературного и художественного искусства.
Народ нуждался в духовной поддержке, и это стало причиной для написания огромного количество песен и стихотворений о героизме военных лет.
Литература пополнилась рядом величайших произведений о событиях Великой Отечественной войны: Э.Г. Казакевич создал повесть "Звезда", а Б.Н. Полевой написал свою знаменитую "Повесть о настоящем человеке".
Активно проходили съемки фильмов о войне, и это было очень популярным направлением того времени.
Одним из ярких примеров успешных кинофильмов того времени стал фильм "Небесный тихоход", снятый в 1945 году. В науке развитие получило оборонное направление, так как советские ученые получили в руки передовые разработки фашистской Германии.
Развивалось ракетостроение, семимильными шагами шла атомная физика. Уже в декабре 1946 года был построен первый в государстве ядерный реактор. Также развивалась образовательная сфера, так как правительство готовило качественные кадры для ускорения процесса восстановления.
Одним из главных направлений в фундаментальных научных исследованиях стали работы по использованию атомной энергии под руководством академика И. В. Курчатова и разработки ракетных систем под руководством С. П. Королева. Большой вклад в это дело внесли такие крупнейшие ученые, как А. Д. Сахаров, Я. Б. Зельдович, И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон. Результатом стало осуществление в декабре 1946 г. ядерной цепной реакции в первом в Европе атомном реакторе. В 1948 г. был пущен первый промышленный уран-графитовый реактор, а в августе 1949 г испытание советской ядерной бомбы. Работы С. П. Королева, назначенного главным конструктором по созданию комплексов автоматических управляемых ракет дальнего действия, привели к запуску в 1948 г. первой отечественной управляемой ракеты дальнего действия Р-1, а в 1949 г. — первой высотной геофизической ракеты В-1-А.
В интересах оснащения армии новыми видами вооружений бурными темпами развивалась авиационная наука и техника. В апреле 1946 г. стартовали реактивные истребители Як‑15 и МиГ‑1. Новые типы самолетов и авиационных двигателей разрабатывали А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов, А. И. Микоян и др.
В 1946 г. вошла в строй в Москве первая ультракоротковолновая радиостанция.
В 1951 г. под руководством академика С. А. Лебедева была смонтирована первая советская ЭВМ.
Значительные успехи были достигнуты в развитии математики, механики, физики, астрономии, некоторых отраслей химии.
Архитектура, живопись. Одной из главных задач советских архитекторов после окончания войны было восстановление разрушенных городов и сел. В ноябре 1945 г. было принято постановление о восстановлении 15 крупных старых русских городов — Смоленска, Курска, Орла, Ростова-на-Дону, Вязьмы, Новороссийска, Пскова, Новгорода, Севастополя, Воронежа, Великих Лук, Калинина, Брянска, Краснодара и Мурманска. Были восстановлены сотни других советских городов, заново построены десятки тысяч сел и деревень. Размеры жилищного строительства (только за годы четвертой пятилетки было введено в строй свыше 100 млн кв. м жилья) были беспрецедентными. Начали реализовываться генеральные планы восстановления и развития Москвы (готовившейся к своему 800-летию) , Ленинграда, Киева, Минска, Сталинграда и других городов. Архитекторы К. С. Алабян, Н. В. Баранов, А. В. Власов, В. А. Король, А. Г. Мордвинов и др. предлагали новые архитектурные решения. В частности, в Москве стали возводиться первые высотные здания, изменившие лицо города. Началось строительство новой очереди московского метро, превзошедшей по своему великолепию сооружения предвоенной поры.
Постепенно восстанавливались и разрушенные войной известнейшие памятники культуры — Петродворец, Ясная Поляна, Михайловское, музей П. И. Чайковского в Клину, репинские Пенаты и др.
В живописи основными темами становились мирный труд, новым картинам были присущи жизнеутверждающие мотивы («Хлеб» Т. Н. Яблонской, «Киргизская колхозная сюита» С. А. Чуйкова и др.) . В то же время тема «гениального вождя всех времен и народов» — Сталина — еще шире, чем прежде, была представлена во всех жанрах искусства Образование. Возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946—1950 гг. было возведено 18 538 школьных зданий. В 1950/51 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучалось около 35 млн. детей. Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они выросли в сравнении с предыдущим годом более чем в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования. Восстановления требовали новых специалистов высшей квалификации. В вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а средние специальные учебные заведения выпустили за это время 1278 тыс. человек.
Получила мировое признание советская физическая школа представленная множеством имён.ученные физики стали изучать строение атомного ядра и его функции.
После окончания ВОВ народ рассчитывал на смягчение идеологического пресса. Однако этого не произошло. Свою роль сыграли политические отношения с западными странами. В стране развернулось широкое наступление против "западного влияния" на отечественную культуру. В результате страна оказалась вновь в идеологической и культурной изоляции.
Совтесткое общество опиралось в своем развити прежде всего на экономику. Это была самая передовая экономика в мире. Так, балгодаря достижениям в производстве и качественной организации работы в стране, в СССР удалось отказаться от карточек на продукты раньше чем в других странах при том, что СССР больше всех, несравнимо больше пострадал от нацисткой Германии. После отмены карточек, была быстро выстроено хозяйство, восстановлены предприятия и колхозы, люди получили возможность спойкойно работать, быстро были построены сталинки и хрущевки и большинство людей получили жилье. Кроме того, США понимая, что СССР составляет конкуренцию им в глобализационных действиях свпециально продемонстрировали новое оружие- ядерную бомбу бессмыслено подорвав ее в 2х городах Японии на мирном населении. В СССР для восстановления баланса сил были собраны инженеры и ученые для разработки аналогичного оружия. По данным США, на это должно было уйти 12 лет, но СССР справился за 4. Все таки управлял проектом настоящий профессионал в области управления - Лаврентий Павлович Берия. Космическая Программа бурное развитие промышленности, строительства, ЭВМ, сотовые телефоны и многое многое другое было разработано в послевоенный период.
1) в литературе был создан ряд достойных произведений о Великой Отечественной войне, в частности «Повесть о настоящем человеке» Б.Н. Полевого 1946-го года и «Звезда» Э.Г. Казакевича 1947-го года;
2) кинематограф также обратился в теме Великой Отечественной, достаточно вспомнить «Небесный тихоход» 1945-го года;
3) на первые позиции в мире выходило советское ракетостроение, несмотря на то, что советские специалисты (многие недавно вышедшие из лагерей) располагали только трофейными образцами немецкой ракетной техники (далеко опередившей своё время незадолго до и в годы войны), в то время как в Америке были также и немецкие специалисты в этой обрасти;
4) быстро развивалась атомная физика, что позволило создать первый в стране ядерный реактор уже в декабре 1946 года.
3)чтоб патриотами все были, власть любили (не родину, а именно власть! ) и налоги нехилые платили.
Вероятно, усиление идеологического пресса после войны было связано с тем, что люди ожидали демократизации, они надеялись на то, что борьба с фашизмом направит режим в стране на демократизацию. Но этого не стало. Наоборот, идеологический пресс усилился, чтобы таких идей ни у кого не было. Власти это казалось опасным, потому что война шла на территории капиталистических стран, где наши солдаты тоже были и где они видели лучшую жизнь.
2. Приведите примеры гонений сталинского руководства на ученых, деятелей литературы, искусства?К сожалению, примеров может быть очень много. Например, в литературе – Исаковский из-за того, что его стихи были пессимистичными, Штейн, Фадеев, Зощенко из-за того, что низко описывал советских граждан как бездельников, Ахматова – за стихи без смысловой нагрузки, Маршак – за идеологически вредные произведения. Также Королев, который полностью испортил свое здоровье в лагерях, трудился там на славу страны и все равно верил в Сталина, он был там не один, было достаточно много инженеров, которые сидели в лагерях и продолжали свою деятельность. В науке также обвинялись Сперанский, Жербак, Лысенко из-за их убеждений, в основном. В искусстве это, конечно, Хачатурян из-за антинародного направления его деятельности, Шостакович – за тоже самое, Эзенштейн – за фильм про Ивана Грозного и так далее.
3. Какой смысл вы видите в борьбе властей с "космополитами"?Космополитизм – совершенно послевоенное явление и его представителями были военные, то есть те, кто был в Европе и видел европейскую жизнь. Поэтому государство решило бороться с ними, называя безродными. Почему? Для того, чтобы сохранить положение Сталина, чтобы сохранить страну в объединенном положении, законсервировать режим, и чтобы сохранить активными мифы о самом счастливом и самом правильном, а в будущем и самом счастливом, совестком народе. Жданов и Суслов занимались борьбой с космополитами.
4. Почему усилия властей были сосредоточены на разгроме новых научных направлений: генетики, кибернетики и др.?Потому что режим был тоталитарный, а это предполагало ведение чрезмерного политического контроля над наукой. Плюс, не стоит забывать о том, что тогда всем везде чудились шпионы, поэтому любое новое направление в науке или литературе воспринималось как лишнее, неправильное, псевдонаучное. Такие науки назывались «буржуазными», мол враждебными.
5. назовите достижения отечественной науки и культуры первых послевоенных лет.Королев сделал достижения в ракетной технике, испытание атомной бомбы стало возможным благодаря Лаборатории Курчатова, в медицине сделал определенные достижения Бурденко, в физике – Капица, в геологии – Обручев, в литературе – Михалков, Чуковский, Шолохов, Ахматова, Булгаков, в музыке – Шостакович, Прокофьев и так далее.
Послевоенные годы были непростым временем для Советского Союза. Это было время восстановления сил после тяжелейшей войны, которая ослабила народный дух и истощила государство. Поэтому в первые годы после войны было создано множество великих произведений литературного и художественного искусства.
Народ нуждался в духовной поддержке, и это стало причиной для написания огромного количество песен и стихотворений о героизме военных лет.
Литература пополнилась рядом величайших произведений о событиях Великой Отечественной войны: Э.Г. Казакевич создал повесть "Звезда", а Б.Н. Полевой написал свою знаменитую "Повесть о настоящем человеке".
Активно проходили съемки фильмов о войне, и это было очень популярным направлением того времени.
Одним из ярких примеров успешных кинофильмов того времени стал фильм "Небесный тихоход", снятый в 1945 году. В науке развитие получило оборонное направление, так как советские ученые получили в руки передовые разработки фашистской Германии.
Развивалось ракетостроение, семимильными шагами шла атомная физика. Уже в декабре 1946 года был построен первый в государстве ядерный реактор. Также развивалась образовательная сфера, так как правительство готовило качественные кадры для ускорения процесса восстановления.
В интересах оснащения армии новыми видами вооружений бурными темпами развивалась авиационная наука и техника. В апреле 1946 г. стартовали реактивные истребители Як‑15 и МиГ‑1. Новые типы самолетов и авиационных двигателей разрабатывали А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов, А. И. Микоян и др.
В 1946 г. вошла в строй в Москве первая ультракоротковолновая радиостанция.
В 1951 г. под руководством академика С. А. Лебедева была смонтирована первая советская ЭВМ.
Значительные успехи были достигнуты в развитии математики, механики, физики, астрономии, некоторых отраслей химии.
Архитектура, живопись.
Одной из главных задач советских архитекторов после окончания войны было восстановление разрушенных городов и сел. В ноябре 1945 г. было принято постановление о восстановлении 15 крупных старых русских городов — Смоленска, Курска, Орла, Ростова-на-Дону, Вязьмы, Новороссийска, Пскова, Новгорода, Севастополя, Воронежа, Великих Лук, Калинина, Брянска, Краснодара и Мурманска. Были восстановлены сотни других советских городов, заново построены десятки тысяч сел и деревень. Размеры жилищного строительства (только за годы четвертой пятилетки было введено в строй свыше 100 млн кв. м жилья) были беспрецедентными. Начали реализовываться генеральные планы восстановления и развития Москвы (готовившейся к своему 800-летию) , Ленинграда, Киева, Минска, Сталинграда и других городов. Архитекторы К. С. Алабян, Н. В. Баранов, А. В. Власов, В. А. Король, А. Г. Мордвинов и др. предлагали новые архитектурные решения. В частности, в Москве стали возводиться первые высотные здания, изменившие лицо города. Началось строительство новой очереди московского метро, превзошедшей по своему великолепию сооружения предвоенной поры.
Постепенно восстанавливались и разрушенные войной известнейшие памятники культуры — Петродворец, Ясная Поляна, Михайловское, музей П. И. Чайковского в Клину, репинские Пенаты и др.
В живописи основными темами становились мирный труд, новым картинам были присущи жизнеутверждающие мотивы («Хлеб» Т. Н. Яблонской, «Киргизская колхозная сюита» С. А. Чуйкова и др.) . В то же время тема «гениального вождя всех времен и народов» — Сталина — еще шире, чем прежде, была представлена во всех жанрах искусства
Образование.
Возрождение разрушенной войной образовательной системы. Начиналось оно со строительства школ. Только в 1946—1950 гг. было возведено 18 538 школьных зданий. В 1950/51 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучалось около 35 млн. детей. Неуклонно росли расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они выросли в сравнении с предыдущим годом более чем в 2,5 раза. Была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования.
Восстановления требовали новых специалистов высшей квалификации.
В вузах было подготовлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а средние специальные учебные заведения выпустили за это время 1278 тыс. человек.
представленная множеством имён.ученные физики стали изучать строение атомного ядра и его функции.
Тест прошел проверку
В СССР для восстановления баланса сил были собраны инженеры и ученые для разработки аналогичного оружия. По данным США, на это должно было уйти 12 лет, но СССР справился за 4. Все таки управлял проектом настоящий профессионал в области управления - Лаврентий Павлович Берия.
Космическая Программа бурное развитие промышленности, строительства, ЭВМ, сотовые телефоны и многое многое другое было разработано в послевоенный период.