Гибель Западной Римской империи (V — VII вв.) Привела к культурному упадку. Но это было временным явлением. Постепенно формируется европейская культура — новая, которая отличалась от культуры античной эпохи. Возникла она путем слияния многих культур, созданных греками, римлянами, кельтами, германцами и другими народами. Объединению культур христианство, которое само стало своеобразной культурой.
Возрождению культуры император франков Карл Великий. Специальным указом он велел открыть при монастырях школы для детей и клириков, приказал разработать единый текст Библии, а также специальный красивый шрифт для переписки. Церковные рукописные книги оформлялись в виде роскошных фолиантов, в обложках, украшенных золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. Страницы этих книг были украшены прекрасными миниатюрами. Заботился Карл Великий также и о развитии архитектуры, особенно церковной. Его мастера построили более трехсот дворцов, соборов и монастырей.
С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Основное выражение он получил в архитектуре. Для храмов того времени характерна трех-, реже пятинефная структура базилики, узкие окна, не дающие особого освещения. Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике. Причем божественные деяния изображались в довольно грозной манере, отвечающей духу времени. Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий. В центре их внимания был сакральный смысл, поэтому живопись Средневековья, кратко задерживаясь на деталях, в первую очередь передавала символическое значение, искажая для этого пропорции и соотношения. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/169603/jivopis-srednevekovya-kratko
В западной художественной культуре первые два значительные направления отличаются в эпохе средневековья. 1) Первое направление романское искусство( 10-12вв.) Понятие "романский" происходит от слова "римский", в архитектуре культовых зданий романская эпоха заимствовала основополагающие принципы гражданской архитектуры. Романское искусство отличалось простотой, величественностью. 2) Второе направление - Готическое искусство. Понятие готика происходит от понятия варварский. Готическое искусство отличалось своей возвышенностью, готическим соборам было присуще стремление ввысь и характерен богатый наружный и внутренний декорум. Готическое искусство отличалось мистическим характером, богатым и сложным символическим рядом. Наружная система стен, большую площадь стены занимали окна, мелкая детализация.
Европейская культура в период с V по XVII в. (условно подразделяется на три этапа: культура раннего средневековья V-X вв.; средневековая культура ХI-ХIII вв.; культура позднего средневековья XIV-XVII вв.).
Начало средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической,античной культуры, а конец — с её возрождением в Новое время.
Средневековую культуру отличала иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на принципе договора, семейных связей, личной преданности и покровительства, скрепляющих общество.
С образованием централизованных государств сформировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества, — духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», народом.
Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ трудился.
Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет».
Следует подчеркнуть, что средневековье — это эпоха многочисленных войн.
Только так называемых «крестовых походов» (1096-1270) официальная история насчитывает восемь.
Средневековью было свойственно объединение людей в различные корпорации (монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т. д.).
В городах роль таких корпораций прежде всего играли цеха (объединения ремесленников по профессиям) — организации, регулирующие процесс производства и отстаивающие свои интересы.
Доминантой духовной жизни средневековья являлась религия, которая обусловливала роль церкви как важнейшего института культуры.
Церковь выступала и как светская сила — в лице папства стремившаяся к господству над христианским миром.
Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла, лишь обмирщаясь, в то время как развивать культуру можно было только путём углубления её религиозности.
Средневековая наука выступает как осмысление авторитета данных Библии.
По мнению церковных идеологов, греховным является всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога.
Вместе с тем, складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретают рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу церкви.
Вместе с тем, развитию науки ее сближение с преподаванием, а впоследствии и формирование (XI-XII вв.) системы образования.
Появляется большое количество переводов с арабского и греческого — книг по математике, астрономии, медицине и т. д.
В это время зарождаются высшие школы, а затем и университеты (в начале XIII в. — Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье).
К1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры.
Университеты позднего средневековья строились по парижскому образцу, с обязательными четырьмя «классическими» факультетами: искусств, теологии, права и медицины.
В позднее средневековье Европа вышла на стезю технического прогресса: были изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки и пр., проводились различные медицинские опыты.
Одновременно совершенствовалось ремесленничество, начали использоваться водяные и ветряные мельницы, были разработаны новые конструкции подъёмников для строительства храмов и т. д., появились первые паровые машины.
Всё это создавало материальную основу для возникновения «новой» Европы.
Соответственно менялась и духовная жизнь общества, художественная литература приобретала всё более светский характер, стала набирать силу тенденция обращения к земной жизни.
Особым феноменом культуры средневековья выступает рыцарская литература.
Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах. Развивается эпос («Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах» и др.).
Растущее внимание к человеку, его страстям блестяще выражено Данте Алигьери в «Божественной комедии», где он показал грешников как людей, тоскующих о земной жизни.
Вначале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства.
Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор.
С конца XIII в. ведущим становится рождённый городской европейской жизнью, готический стиль. За лёгкость и ажурность его называли застывшей, или безмолвной, музыкой, «симфонией в камне».
Средневековая культура глубоко противоречива.
В ней отражаются раздробленность бытия (когда каждый народ имеет свой уклад жизни) и тяга к всеединству (град Божий на земле); прикреплённость человека к земле, своей общине, поместью и христианская универсальность человека; страдальческое отречение от мира и стремление к насильственному его преобразованию.
Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры вплоть до наступления эпохи Возрождения, ознаменовавшейся кардинальными изменениями в мироощущении людей, обращением человека к самому себе.
Литература средневековья, кратко описанная, в эпоху с IV по XV век, обязана своему существованию трем источникам: 1. фольклору – к нему относились обрядовые и трудовые песни, сказки, эпосы; 2. античной литературе – особенно произведениям Вергилия и Овидия; 3. христианству – Священное писание, жития святых, религиозные песни и гимны. Свое начало средневековье берет после распада Великой Римской империи, и поэтому долгое время письменная литература существовала на латинском языке. Этот язык был знаком немногим – наиболее образованным феодалам и представителям церкви. Литература средневековья, кратко изложенная, делилась на следующие виды: религиозная, городская и рыцарская.
Средневековая литература-литература,принадлежащая периоду,который начинается в поздней античности,а завершается в 15 веке. Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: 1.Традициями народного творчества 2.Культурное влияние античного мира. 3.Христианство
Возрождению культуры император франков Карл Великий. Специальным указом он велел открыть при монастырях школы для детей и клириков, приказал разработать единый текст Библии, а также специальный красивый шрифт для переписки. Церковные рукописные книги оформлялись в виде роскошных фолиантов, в обложках, украшенных золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. Страницы этих книг были украшены прекрасными миниатюрами. Заботился Карл Великий также и о развитии архитектуры, особенно церковной. Его мастера построили более трехсот дворцов, соборов и монастырей.
С XI по XII век во всем европейском искусстве доминировал романский стиль. Основное выражение он получил в архитектуре. Для храмов того времени характерна трех-, реже пятинефная структура базилики, узкие окна, не дающие особого освещения. Часто архитектуру этого периода называют мрачной. Романский стиль в живописи Средневековья также отличался некоторой суровостью. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике. Причем божественные деяния изображались в довольно грозной манере, отвечающей духу времени. Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий. В центре их внимания был сакральный смысл, поэтому живопись Средневековья, кратко задерживаясь на деталях, в первую очередь передавала символическое значение, искажая для этого пропорции и соотношения. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/169603/jivopis-srednevekovya-kratko
Начало средневековья совпало с отмиранием эллинско-классической,античной культуры, а конец — с её возрождением в Новое время.
Средневековую культуру отличала иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на принципе договора, семейных связей, личной преданности и покровительства, скрепляющих общество.
С образованием централизованных государств сформировались сословия, составляющие социальную структуру средневекового общества, — духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», народом.
Духовенство заботилось о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными и военными делами, народ трудился.
Общество стало делиться на «тех, кто работает» и «тех, кто воюет».
Следует подчеркнуть, что средневековье — это эпоха многочисленных войн.
Только так называемых «крестовых походов» (1096-1270) официальная история насчитывает восемь.
Средневековью было свойственно объединение людей в различные корпорации (монашеские и рыцарские ордена, крестьянские общины, тайные общества и т. д.).
В городах роль таких корпораций прежде всего играли цеха (объединения ремесленников по профессиям) — организации, регулирующие процесс производства и отстаивающие свои интересы.
Доминантой духовной жизни средневековья являлась религия, которая обусловливала роль церкви как важнейшего института культуры.
Церковь выступала и как светская сила — в лице папства стремившаяся к господству над христианским миром.
Задача церкви была достаточно сложна: хранить культуру церковь могла, лишь обмирщаясь, в то время как развивать культуру можно было только путём углубления её религиозности.
Средневековая наука выступает как осмысление авторитета данных Библии.
По мнению церковных идеологов, греховным является всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога.
Вместе с тем, складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретают рациональное знание и логическое доказательство, опять же поставленные на службу церкви.
Вместе с тем, развитию науки ее сближение с преподаванием, а впоследствии и формирование (XI-XII вв.) системы образования.
Появляется большое количество переводов с арабского и греческого — книг по математике, астрономии, медицине и т. д.
В это время зарождаются высшие школы, а затем и университеты (в начале XIII в. — Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье).
К1300 г. в Европе существовало уже 18 университетов, превратившихся в важнейшие культурные центры.
Университеты позднего средневековья строились по парижскому образцу, с обязательными четырьмя «классическими» факультетами: искусств, теологии, права и медицины.
В позднее средневековье Европа вышла на стезю технического прогресса: были изобретены часы, налажено производство бумаги, появились зеркало, очки и пр., проводились различные медицинские опыты.
Одновременно совершенствовалось ремесленничество, начали использоваться водяные и ветряные мельницы, были разработаны новые конструкции подъёмников для строительства храмов и т. д., появились первые паровые машины.
Всё это создавало материальную основу для возникновения «новой» Европы.
Соответственно менялась и духовная жизнь общества, художественная литература приобретала всё более светский характер, стала набирать силу тенденция обращения к земной жизни.
Особым феноменом культуры средневековья выступает рыцарская литература.
Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах. Развивается эпос («Песнь о Роланде», «Песнь о нибелунгах» и др.).
Растущее внимание к человеку, его страстям блестяще выражено Данте Алигьери в «Божественной комедии», где он показал грешников как людей, тоскующих о земной жизни.
Вначале второго тысячелетия происходит синтез романского художественного наследия и христианских основ европейского искусства.
Его основным видом до XV столетия стало зодчество, вершиной которого был католический собор.
С конца XIII в. ведущим становится рождённый городской европейской жизнью, готический стиль. За лёгкость и ажурность его называли застывшей, или безмолвной, музыкой, «симфонией в камне».
Средневековая культура глубоко противоречива.
В ней отражаются раздробленность бытия (когда каждый народ имеет свой уклад жизни) и тяга к всеединству (град Божий на земле); прикреплённость человека к земле, своей общине, поместью и христианская универсальность человека; страдальческое отречение от мира и стремление к насильственному его преобразованию.
Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры вплоть до наступления эпохи Возрождения, ознаменовавшейся кардинальными изменениями в мироощущении людей, обращением человека к самому себе.
1. фольклору – к нему относились обрядовые и трудовые песни, сказки, эпосы;
2. античной литературе – особенно произведениям Вергилия и Овидия;
3. христианству – Священное писание, жития святых, религиозные песни и гимны.
Свое начало средневековье берет после распада Великой Римской империи, и поэтому долгое время письменная литература существовала на латинском языке. Этот язык был знаком немногим – наиболее образованным феодалам и представителям церкви.
Литература средневековья, кратко изложенная, делилась на следующие виды: религиозная, городская и рыцарская.
Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами:
1.Традициями народного творчества
2.Культурное влияние античного мира.
3.Христианство
Искусство-образное осмысление действительности.