История культуры Древнерусского государства длилась с X века и до начала XIII века, в тесном контакте с экономическими, политическими и социальными переменами.В те времена замедленностью отличался весь ход истории, что привело к неспешному развитию самой культуры. Причиной этого стало отсутствие знаний с научной точки зрения, ведущая роль христианства в виденье мира. Деятельность творческих личностей оставляла своих авторов в тени, потому что в древние времена всё считалось только Божьим творением, а не человеческим.Культура Древнерусского государства включает в себя два этапа развития, которые возникали в разные времена развития Руси:Культура Киевской Руси, как древнего государства в XI векеКультура, когда Киевская Русь распадалась на отдельные владения в первой половине XII до трети XIII века.Поначалу развитие культуры стремительно пошло вверх, и Древнерусское государствополучило статус самого развитого.Проанализировавши можно выделить два источника, которые стали первоначалом для зарождения и процветания культуры:Язычество – первая культура восточнославянских племён, которая влияла всю культуру средневековья в разные эпохи.Культура Византии, которая творилась под влиянием христианства. А появление его в Древнерусском государстве (988 год интенсивному развитию философии, литературе, общеобразовательному процессу.
История культуры Древнерусского государства длилась с X века и до начала XIII века, в тесном контакте с экономическими, политическими и социальными переменами.
В те времена замедленностью отличался весь ход истории, что привело к неспешному развитию самой культуры. Причиной этого стало отсутствие знаний с научной точки зрения, ведущая роль христианства в виденье мира. Деятельность творческих личностей оставляла своих авторов в тени, потому что в древние времена всё считалось только Божьим творением, а не человеческим.
Культура Древнерусского государства включает в себя два этапа развития, которые возникали в разные времена развития Руси:
Культура Киевской Руси, как древнего государства в XI векеКультура, когда Киевская Русь распадалась на отдельные владения в первой половине XII до трети XIII века.
Поначалу развитие культуры стремительно пошло вверх, и Древнерусское государствополучило статус самого развитого.
Проанализировавши можно выделить два источника, которые стали первоначалом для зарождения и процветания культуры:
Язычество – первая культура восточнославянских племён, которая влияла всю культуру средневековья в разные эпохи.Культура Византии, которая творилась под влиянием христианства. А появление его в Древнерусском государстве (988 год интенсивному развитию философии, литературе, общеобразовательному процессу.
В результате реформ и принятие христианства создавались школы, библиотеки, которые заставляли прогрессировать грамотность населения. Так и создали славянский алфавит в X веке. Образованными становились не только в высших слоях общества (духовенство, знатные люди), а и простые ремесленники и купцы, которые пользовались грамотами в быту. Доказательством этого свидетельствуют находки археологов в Новгороде.
Историки разделяют два этапа в истории Древнерусской литературы:
Развитие литературы, как неотъемлемой части культуры в Древнерусском государстве совпадало с единством двух центров – Киева и Новгорода (конец XI начало XII века).Появление новых жанров в литературе в связи с подключением других литературных центров в таких городах – Смоленск, Суздаль, Владимир, которые внесли в литературу свои обычаи, традиции.
Развитие литературы Древней Руси отражалось в основном с переписки текстов религиозного характера, перевод слов с латыни, с греческого языка. Все мысли древнерусские авторы излагали только религиозного характера, так как мировоззрение в Древней Руси было исключительно религиозное.
Книги писались только от руки, а стоимости и ценности предавало им пергаментная основа и разного рода украшения. Такую книгу имели только зажиточные люди.
Много памятников связанных с письменностью и образованностью древнерусского народа не удалось сохранить из-за чужеземных нашествий.
Имело место в создании литературы и устное народное творчество – разного рода заговоры, песни для обрядов, свадебные песни, похоронные причитания, песни на празднованиях. Пословицы загадки, скороговорки также были частью древнерусского фольклора.
К устной поэзии относилось прославление дружинниками князей с их подвигами. Даже с появлением литературы в письменном виде устное творчество оставалось главной составляющей в культуре Древнерусского государства. Наши современники спустя многих лет черпают информацию с устной поэзии древних времен и ее оригинальные подходы творчеству.
Появления христианства на древнерусских землях отразилось и на архитектуре – постройки возводили не из дерева, как раньше, а из камня (X век). До нашего времени сохранилось приблизительно 60 храмов (Софийский собор в Киеве, Новгороде собор в Чернигове – постройки середины XI века). К их строительству приложили руку, как греческие, так и русские специалисты. Строились эти сооружения практически одинаково — по размеру, художественному оформлению.
С развитием архитектуры начали появляться первые архитектурные школы в XII веке (новгородская, киевская, Галицкая).
Живопись на территории Древнерусского государства до самого конца XVII века ориентирована была на религию. Появление первых икон в Древней Руси датируется X веком, которые привезли греки с Византии. Писаны они были на обычных деревянных досках натуральными красками, которые разбавляли желтком с яйца. На иконах изображали, Богоматерь, распятие, а в XII веке появилось изображение древнерусских святых.
Хотя большая часть культуры Древнерусского государства пострадала из-за войн, пожаров, но памятники, дошедшие до наших времен позволяют судить о Руси, как о развитом государстве среди других того времени.
Вследствие того, что Русь испытывала сильное влияние Византии, её культура складывалась как синтез культур и традиций двух государств. Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии. С принятием христианства, положение радикально изменилось – новая религия стремилась изменить представления людей о красоте, морали, творчестве и т.д. Достаточно продолжительное время на Руси сохранялось двоеверие, что сыграло огромную роль в складывании культурного потенциала, отражавшего в себе некую двойственность.Основа любой культуры – письменность. Долгое время считалось, что письмо на Руси появилось с принятием христианства. Но есть доказательства существования письменности задолго до этого: договоры Руси с Византией, относящиеся к первой половине X века, имели копии на славянском языке. Христианизация Руси просто дала толчок развитию письменности. Появились переводы греческих богослужебных книг, исторических сочинений, жизнеописаний святых. При церквях открывались школы. С XI века в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Ярким свидетельством широкого распространения грамотности являются берестяные грамоты.Первая летописьбыла составлена в конце X века и описывала события от династии Рюрика до Владимира. Но летописям предшествовали отдельные записи, служившие основой для них. Это – истории о Кие и основании Киева, походах на Византию и войнах Святослава, сказания об убийстве Бориса и Глеба и т.д.Вторая летописьбыла составлена при Ярославе Мудром, когда он объединил Русь и заложил храм Софии. Эта летопись вобрала в себя первую. “Повесть временных лет” – по меньшей мере, пятая летопись (XII век). Вся летопись пронизана духом единства Русского государства, что связано с начавшимся политическим распадом Руси.Литератураразвивалась параллельно с правописанием. Первым известным автором литературного произведения на Руси стал священник княжеской церкви в Берестове. В начале 40-х годов XI века. Он создал “Слово о законе и благодати”. Оно посвящено обоснованию государственно-идеологической концепции Руси; показывало роль великокняжеской власти; объясняло смысл крещения Руси. Его основная тема – равноправие Руси среди остальных народов и государств.В "Слове о полку Игореве" – сказитель-певец Боян рассказывает о подвигах русского народа, о главной проблеме – феодальной раздробленности. Песни, былины, сказания – фольклор. Былины – богатыри-защитники, Илья Муромец и т.д. Враги Руси – тугарин – половцы, жидовина – хазары.В эпоху язычества искусство – деревянные, каменные скульптуры языческих богов и духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскиза магических масок, которые затем изготавливали ремесленники; музыканты, играя на струнных и духовых деревянных инструментах, развлекали племенных вождей и народ.В эпоху христианства церковное искусство воспевало бога, подвиги апостолов и т.д. В Византии искусство создавалось по церковным канонам – аскетизм и строгость. Перенесение всего этого на русскую почву столкнулось с радостным культом Природы и т.д. Уже в XI веке аскетическая манера Византийской иконописи превращалась под кистью русских мастеров в портреты, близкие к натуре, хотя, иконы несли в себе все черты иконописного лика.
История культуры Древнерусского государства длилась с X века и до начала XIII века, в тесном контакте с экономическими, политическими и социальными переменами.
В те времена замедленностью отличался весь ход истории, что привело к неспешному развитию самой культуры. Причиной этого стало отсутствие знаний с научной точки зрения, ведущая роль христианства в виденье мира. Деятельность творческих личностей оставляла своих авторов в тени, потому что в древние времена всё считалось только Божьим творением, а не человеческим.
Культура Древнерусского государства включает в себя два этапа развития, которые возникали в разные времена развития Руси:
Культура Киевской Руси, как древнего государства в XI векеКультура, когда Киевская Русь распадалась на отдельные владения в первой половине XII до трети XIII века.Поначалу развитие культуры стремительно пошло вверх, и Древнерусское государствополучило статус самого развитого.
Проанализировавши можно выделить два источника, которые стали первоначалом для зарождения и процветания культуры:
Язычество – первая культура восточнославянских племён, которая влияла всю культуру средневековья в разные эпохи.Культура Византии, которая творилась под влиянием христианства. А появление его в Древнерусском государстве (988 год интенсивному развитию философии, литературе, общеобразовательному процессу.В результате реформ и принятие христианства создавались школы, библиотеки, которые заставляли прогрессировать грамотность населения. Так и создали славянский алфавит в X веке. Образованными становились не только в высших слоях общества (духовенство, знатные люди), а и простые ремесленники и купцы, которые пользовались грамотами в быту. Доказательством этого свидетельствуют находки археологов в Новгороде.
Историки разделяют два этапа в истории Древнерусской литературы:
Развитие литературы, как неотъемлемой части культуры в Древнерусском государстве совпадало с единством двух центров – Киева и Новгорода (конец XI начало XII века).Появление новых жанров в литературе в связи с подключением других литературных центров в таких городах – Смоленск, Суздаль, Владимир, которые внесли в литературу свои обычаи, традиции.Развитие литературы Древней Руси отражалось в основном с переписки текстов религиозного характера, перевод слов с латыни, с греческого языка. Все мысли древнерусские авторы излагали только религиозного характера, так как мировоззрение в Древней Руси было исключительно религиозное.
Книги писались только от руки, а стоимости и ценности предавало им пергаментная основа и разного рода украшения. Такую книгу имели только зажиточные люди.
Много памятников связанных с письменностью и образованностью древнерусского народа не удалось сохранить из-за чужеземных нашествий.
Имело место в создании литературы и устное народное творчество – разного рода заговоры, песни для обрядов, свадебные песни, похоронные причитания, песни на празднованиях. Пословицы загадки, скороговорки также были частью древнерусского фольклора.
К устной поэзии относилось прославление дружинниками князей с их подвигами. Даже с появлением литературы в письменном виде устное творчество оставалось главной составляющей в культуре Древнерусского государства. Наши современники спустя многих лет черпают информацию с устной поэзии древних времен и ее оригинальные подходы творчеству.
Появления христианства на древнерусских землях отразилось и на архитектуре – постройки возводили не из дерева, как раньше, а из камня (X век). До нашего времени сохранилось приблизительно 60 храмов (Софийский собор в Киеве, Новгороде собор в Чернигове – постройки середины XI века). К их строительству приложили руку, как греческие, так и русские специалисты. Строились эти сооружения практически одинаково — по размеру, художественному оформлению.
С развитием архитектуры начали появляться первые архитектурные школы в XII веке (новгородская, киевская, Галицкая).
Живопись на территории Древнерусского государства до самого конца XVII века ориентирована была на религию. Появление первых икон в Древней Руси датируется X веком, которые привезли греки с Византии. Писаны они были на обычных деревянных досках натуральными красками, которые разбавляли желтком с яйца. На иконах изображали, Богоматерь, распятие, а в XII веке появилось изображение древнерусских святых.
Хотя большая часть культуры Древнерусского государства пострадала из-за войн, пожаров, но памятники, дошедшие до наших времен позволяют судить о Руси, как о развитом государстве среди других того времени.